• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Право и экономика: кто быстрее? // Обзор XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ

В середине апреля 2018 года проходила XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, организованная Высшей школой экономики при участии Всемирного банка. Наш факультет был представлен в секции «Экономика и право», дискуссии внутри которой состоялись 12 и 13 апреля.

Сессия
«Право в условиях глобализации и регионализации экономики»

Об антимонопольном контроле за экономической концентрацией рассказал доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Константин Юрьевич Тотьев.

Антимонопольный контроль за концентрацией хозяйствующих субъектов реализуется в той или иной форме более чем в 70 странах мира. В России правила об этом виде государственного контроля воплощены вФедеральном законе от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Докладчик отметил, что этот закон содержит оценочные понятия ( «ограничение конкуренции» и др.), которые потенциально могут не соответствовать требованию определенности правовых норм и потому нуждаются в конкретизации судебно-арбитражной практикой. К.Ю. Тотьев выделил три основные публично-правовые обязанности хозяйствующих субъектов по обеспечению конкуренции: запрашивать согласие антимонопольного органа на определенные сделки, исполнять решения данного органа и претерпевать неблагоприятные последствия в случае правонарушений.

Доцент Волгоградского государственного университетаЛюбовь Валерьевна Антосик осветила тему действий органов власти, ограничивающих конкуренцию на региональных рынках.

Для российской экономики характерно усиление государственно-монополистических тенденций. По оценкам Федеральной антимонопольной службы России, доля государственных компаний и компаний с государственным участием в ВВП увеличилась с 25% в 1998 г. до 60-70% в 2016 г.

Вмешательство государства в экономику проявляется и в ограничивающих конкуренцию действиях органов власти, которые составляют около половины всех нарушений антимонопольного законодательства. Ограничение конкуренции проявляется, например, в сговорах с отдельными экономическими субъектами, создании преимуществ для них, наделении фирм функциями органов власти.

По словам докладчика, нынешние санкции за нарушение антимонопольного законодательства органами власти неэффективны. Так, за одинаковые нарушения в разных регионах правоприменитель налагает штрафы разного размера.


О том, как межгосударственная интеграция влияет на налоговое право и национальные налоговые системы, рассказалаОксана Олеговна Журавлева, сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

По мере развития интеграционных процессов в современном мире сотрудничество государств в налоговой сфере приобретает все большую значимость. Так, в Европейском союзе обсуждается введение общеевропейских налогов. Свободное передвижение рабочей силы внутри Евросоюза обусловило необходимость единых подходов в налогообложении граждан различных государств-членов ЕС.

Сотрудничество государств и их международные обязательства влияют и на реализацию принципов налогового права в национальных налоговых системах. При этом интеграционные процессы все же не приводят к созданию наднациональных налоговых органов и общему налоговому администрированию.

Взаимодействию налоговых систем государств-членов Евразийского экономического союза было посвящено выступлениеВладимира Николаевича Тютюрюкова, доцента Департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Договор о Евразийском экономическом союзе (2014) повторяет нормы более ранних соглашений о равных ставках косвенных налогов на импортируемые товары и товары внутреннего производства, об освобождении экспортируемых товаров от НДС и акцизов. Есть и новации: доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств-участников, от работы по найму в других странах-участниках теперь облагаются по ставкам для резидентов.

Однако в странах-членах ЕАЭС существует множество расхождений в сфере налогообложения. Более того, государства-участники и не стремятся к дальнейшей гармонизации налоговых систем, что приводит к сложностям во взаимной торговле и конкуренции за иностранные инвестиции.

Сессия
«Право: в поисках баланса социально-экономического развития и ответственности»

Профессор кафедры теории и истории права НИУ ВШЭ Антон Борисович Дидикин осветил проблему правового регулирования криптовалют.

Одна из важнейших проблем в этой сфере, по словам спикера, — отсутствие единообразного правового регулирования. Например, многие страны никак не отразили цифровые активы в законодательстве, в то время как некоторые уже законодательно разрешили использовать криптовалюты для оплаты товаров и услуг. Так поступили Германия, Швеция, Япония.

Другой проблемой является угроза мошенничества, создания финансовых пирамид. Не защищены покупатели криптовалют и от сбоев в работе информационных систем. А.Б. Дидикин предложил закрепить в законе правовой статус организаций, обслуживающих информационные системы на основе технологий блокчейна, и создать саморегулируемые организации для участников рынка криптовалют. Это могло бы стать альтернативой жесткому регулированию рынка криптовалют.

Контроль слияний компаний на отечественном рынке осветилиАнастасия Евгеньевна Редькина, преподаватель пермского кампуса НИУ ВШЭ, и Екатерина Владимировна Лагодюк, сотрудник «ЭР-Телеком Холдинг». Контроль слияний, осуществляемый Федеральной антимонопольной службой РФ, призван защищать конкуренцию, однако он в свою очередь может влиять на поведение фирм и инвесторов, зачастую рынок активно реагирует на действия ФАС.

Административной нагрузке на бизнес было посвящено выступление Софии Докуки, сотрудникаАналитического центра при Правительстве РФ.

Опрос представителей бизнеса позволил оценить качество контрольно-надзорной деятельности со стороны государственных органов. Оказалось, что, по мнению бизнеса, надзорные органы лучше всего справляются с информированием фирм о проверках, составлением отчетности; сотрудники этих органов в целом демонстрируют высокий профессионализм.

Хуже всего дело обстоит с профилактикой нарушений и дистанционным взаимодействием; кроме того, контролирующие органы с точки зрения бизнеса часто предъявляют неправомерные требования. Докладчики выделили главные проблемы контрольно-надзорной деятельности: избыточную отчетность, частые изменения законодательства, дублирование запросов от разных надзорных органов.

Сессия
«Право: новые риски и результаты»

Проблему правовых рисков раскрыл профессорЮрий Александрович Тихомиров, директор Института правовых исследований НИУ ВШЭ.